[Ступино-News ]

21:50
К 65-летию Великой Победы: НЕ ЗАЖИВАЮТ РАНЫ ДУШЕВНЫЕ
Ивану Сергеевичу Попову в 41-м исполнилось 19 лет. Он работал в колхозе кузнецом, ремонтировал сельскохозяйственную технику, поэтому как человек в хозяйстве
незаменимый получил бронь и в 18 лет не был призван в армию. Но когда началась война, и на фронтах было очень жарко, советские войска отступали, тут уж военкомат вспомнил обо всех. В 42-м в числе 36 односельчан Иван получил повестку на фронт. Из отправленных в тот день из военкомата Быркинского района Читинской области ребят домой вернулись только семеро...


Иван Сергеевич Попов

Новобранцев отправили в Читу, где формировалась 321-я гвардейская Запорожская Краснознаменная Ордена Богдана Хмельницкого стрелковая дивизия. Иван попал в учебный батальон связи, где получил звание сержанта.

Мы прибыли на фронт и 2 августа вступили в бой, я даже забыл про свой день рождения, не до того было, – вспоминает ветеран. Страшно было сначала, трупы лежат, раненые кричат. Потом, конечно, привыкли. Я был помощником командира взвода, в основном вся работа лежала на моих плечах. Командир взвода получал задание, приходил ко мне и говорил: «Вот карта, сюда нужно дать связь». А я был маленький, меня звали «попик», и так по азимуту ходил, что мне некоторые офицеры завидовали.

Ветеран вспоминает, как прокладывали связь на хутор Лапушино в октябре 1942 года. Был ужасный бой, линию перебило, а нужно было срочно дать связь на командный пункт. Во время выполнения задания Ивана ранило в грудь осколком мины, который
пробил два ребра и застрял в легких, но боец не поддался боли, практически теряя сознание, наладил связь. На обратном пути Ивана встретила санитарка Шура, сделала раненому перевязку и он, прозвонив линию, подключил связь. За этот подвиг Ивана Попова наградили медалью «За отвагу». Из всей дивизии такие награды получили всего 14 человек.

А этот случай произошёл в семи километра от Старобельска. Три немецких самолёта, обнаружив эшелон русских солдат, начали его бомбить. Разбили паровоз, погиб машинист, но из всех солдат ранило только одного. Иван спрыгнул с вагона в промоину, каска соскочила и сильно ударила по голове.
Было очень страшно, и я даже не почувствовал, что разбил голову, – вспоминает ветеран. Лёг в промоину, а на меня ещё человек шесть сверху попадали. Лежу, дышать нечем, кровь заливает лицо. Когда самолёты улетели, лейтенант воскликнул: «Сержант, да ты ранен!» А ребята смотрят на меня и удивляются: «Как же тебя могло ранить, если ты под нами лежал?» Вот и такое бывало на фронте.
Оставшись без паровоза, солдаты более 180 километром шли пешком до места назначения – села Клётская. Именно с этого места начала свой боевой путь 321-я гвардейская Запорожская Краснознаменная Ордена Богдана Хмельницкого стрелковая
дивизия. Затем дивизию перебросили на первый Белорусский фронт. Так и шли с боями
до самого Берлина.

Трое суток в Берлине мы не спали, – продолжает рассказ ветеран. Зато еды хватало: в подвалах у немцев консервов и других припасов полно было. На третьи сутки я сел на стульчик, засыпая, головой пробил дверку шкафа, уснул и разбудить меня не могли.
Расписавшись на стене рейхстага, Иван Попов подал рапорт комбату, чтобы его отправили на Восточный фронт – на войну с японцами.
Очень ему хотелось побывать в родном Забайкалье, повидаться с родителями. Но комбат сказал: «Когда потребуется, тогда не спросим, сами отправим на войну».
Когда формировалась наша часть, были одни забайкальцы. Во время боев многие погибли, некоторые были ранены, поэтому пополнение приходило со всего Советского Союза.
И из Ступино были, – вспомнил Иван Сергеевич и с надеждой продолжил, – хочу найти однополчан, может, кто ещё жив из 321-й дивизии 111-го батальона связи. Мой номер телефона 5-97-16, живу я в селе Хонятино по адресу:
улица Транспортная, дом 24. Если кто жив из однополчан, пожалуйста, отзовитесь.

После Победы Иван Сергеевич ещё полтора года служил в Германии на границе и демобилизовался только 12 декабря 1946 года.
О войне напоминают раны и осколок, застрявший в бедре. Несколько раз предлагали ветерану вырезать его, но он смеётся: «Да ладно, пусть сидит, вроде не мешает. Пусть остаётся как память о тех далёких днях».
Позади годы войны, сражения, ранения, медсанбаты.

Но как оказалось, не всё осталось позади, своё третье серьёзное, ножевое ранение Иван Сергеевич получил совсем недавно, в январе 2010 года, в собственной квартире. Местный подонок, отморозок, не нахожу других слов, пришёл к ветерану Великой Отечественной войны, который кровью завоевал свободу для этого же восемнадцатилетнего парня, пришёл, чтобы отобрать пенсию. Ворвавшись в маске, он схватил у печки берёзовое полено и набросился на
участника войны, но, получив отпор, убежал. Через час вернулся с ножом. В результате ранения пострадали многие внутренние органы полости живота ветерана. Докторам нашей больницы удалось спасти Ивана Сергеевича, но в душе старого воина осталась большая обида и вопрос: «За что?».

Позднее он множество раз прорег и не можем понять – наши там или немцы. Помог русский мат!
Сидим, вслушиваемся в речь, пытаясь разобрать слова, и вдруг слышим – кто-то матюгнулся. Обрадовались! Значит, свои!

Н. РЕДКИНА

Категория: Мониторинг СМИ | Просмотров: 1775 | Добавил: StuPPvi | Теги: День Победы, Ветераны, Ступино | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]